Онтологическая эстетика


Онтологическая эстетика
(греч. ontos - сущее, бытие + logos - слово, ученние)
   1) система художественнообразных средств, направленных на изображение и осмысление связей человека с мирозданием, творения с Творцом;
   2) аналитическое направление, в русле которого исследуются проблемы художественного освоения искусством онтологической реальности. Концепт онтологической эстетики шире термина онтологической поэтики, предложенного отечественными исследователями (см.: Карасев Л. В. Онтологический взгляд на русскую литературу. - М., 1995; Шогенцукова Н. А. Опыт онтологической поэтики. - М., 1995). Он охватывает не только литературные тексты, но и обширное проблемное пространство всех, без исключения, видов искусства.
   Онтологическая эстетика представляет собой частный случай, самостоятельный раздел философской, метафизической онтологии, раскрывающей природу бытия и существования, исследующей динамику их взаимодействия, оперирующей такими абстрактными категориями, как первоначало, первопричина, бытие, существование, сущность, субстанция, дух, материя, форма, вещь, свойство, отношение и т. д. В художественно-эстетической сфере онтологические универсалии конкретизируются, обретают особую содержательную наполненность и формальную направленность.
   Онтологическая эстетика восходит к эстетической теологии, если в ней присутствует внимание художника к трансцендетному миру и высшему творящему первоначалу - Богу. Но она же может носить секулярный характер, если интерес художника ограничен только материально-физическим, природно-социальным миром и оставляет за пределами своего внимания метафизическую, сверхчувственную реальность. В первом случае онтологическая эстетика сим- волична, а во втором - натуралистична. Критерий, в соответствии с которым произведение искусства оказывается принадлежащим к тому или другому ряду, содержится в исходных мировоззренческих установках самого художника. Так, создавая пейзаж, т. е. изображая некий локальный фрагмент объективного природного мира, художник может путем воссоздания, переноса на холст множества реалистических подробностей остаться пленником натурализма. Кажущееся жизнеподобие не будет рождать у зрителя ощущение того, что в мире, заключенном в раму, есть еще нечто, что является сверхприродным, что довлеет над любым естеством и что породило это пёстрое разнообразие земных форм. Образцами такой натуралистической онтологии служат многие пейзажные полотна русских художников советской эпохи. И напротив, символическая онтология искусства, в какой бы форме, живописной или литературной, она не обнаруживалась, - это всегда свидетельство художника о том, что зримые природно-пейзажные формы являются символами, свидетельствующими о существовании высших сил, сотворивших 1 этот мир.
   Художественная онтология неразрывно связана с авторской аксиологией. Творческое «я» художника обладает властью демиурга и вольно поступать с предметным миром, помещенным в эстетическое пространство собственного воображения и создаваемого произведения, с большой степенью свободы. «Поэтому для художественного предмета не обязательны законы эмпирического мира - например, соблюдение реальных пропорций и масштабов; он может обладать “скользящими” размерами. Каждый предмет художественного произведения заряжен неким общим зарядом, что рождает между ними особое напряжение, возникают силы, которые стягивают меж собою все предметы. Создается вещное поле произведения. Оно выталкивает из себя “не свой” предмет и тесно сплачивает свои предметы... Так, и классицизму, и сентиментализму равно неинтересна вещь сама по себе; она нужна лишь для чего-то другого, и интенция автора спешит от нее куда-то ввысь, в другую сферу, изначально полагаемую важнейшей, и все это парализует конкретно-предметную самостоятельность вещи. А для натуральной школы, напротив, важен и любопытен именно предмет как самоценный красочно-фактурный феномен изображаемого мира» (Чудаков А. П. Предметный мир // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М., 2001. - С. 797). Таким образом авторская позиция, исходная эстетическая программа вносит свои коррективы в онтологические структуры художественных миров и даже более того - делает их полностью зависимыми от творческого «я» художника-демиурга.
   ◘ Лит.: Карасев Л. В. Онтологический взгляд на русскую литературу. - М., 1995; Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. - М., 1977; Чудаков А. П. Слово - вещь - мир. От Пушкина до Толстого. - М., 1992; Шогенцукова Н. А. Опыт онтологической поэтики. - М., 1995; Шпет Г. Эстетические фрагменты. - Пг., 1922.

Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. . 2005.

Смотреть что такое "Онтологическая эстетика" в других словарях:

  • ПРЕКРАСНОЕ — эстетическая категория, характеризующая явления, обладающие высшим эстетическим совершенством. В истории мысли специфика П. осознавалась постепенно, через соотнесение его с др. рода ценностями утилитарными (польза), познавательными (истина),… …   Философская энциклопедия

  • Прекрасное — Одна из главных этно социо исторически детерминированных категорий классической эстетики, характеризующая традиционные эстетические ценности, выражающая одну из основных и наиболее распространенных форм неутилитарных субъект объектных отношений,… …   Энциклопедия культурологии

  • ПОСТМОДЕРНИЗМ —         широкое культурное течение, в чью орбиту последние два десятилетия попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки. Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и… …   Энциклопедия культурологии

  • ГЕГЕЛЬ — (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770 1831) нем. философ, создатель развернутой филос. системы, построенной на принципах «абсолютного идеализма», диалектики, системности, историзма. Учился в гимназии Штутгарта, затем в Тюбингенском теологическом… …   Философская энциклопедия

  • КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… …   История Философии: Энциклопедия

  • ПОНИМАНИЕ — универсальная операция мышления, представляющая собой оценку объекта (текста, поведения, явления природы) на основе некоторого образца, стандарта, нормы, принципа и т.п. П. предполагает усвоение нового содержания и включение его в систему… …   Философская энциклопедия

  • смысл —         СМЫСЛ (англ. sense, meaning; нем. Sinn, Bedeutung) понятие, обозначающее отнесенность знака, явления, события к человеку или некоторому высшему существу (широкое употребление); понятие, характеризующее содержание языковых выражений (узкое …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ПОСТМОДЕРНИЗМ — (фр. postmodernisme) широкое культурное течение, в чью орбиту в последние два десятилетия 20 в. попадают философия, эстетика, искусство, наука. Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и …   Философская энциклопедия

  • Каган, Моисей Самойлович — Моисей Самойлович Каган Род деятельности: философ, культуролог Дата рождения: 18 мая 1921(1921 05 18) Место рождения: Киев …   Википедия

  • Кант Иммануил — Жизненный путь и сочинения Канта     Иммануил Кант родился в Кенигсберге (ныне Калининград) в Восточной Пруссии в 1724 г. Отец был шорником, а мать домохозяйкой, шестеро их детей не дожили до зрелого возраста. Кант всегда вспоминал родителей с… …   Западная философия от истоков до наших дней